На выставке «Только небо» представлены пейзажи отечественных художников XIX – XXI столетий, в том числе работы кировских авторов, в которых они уделили особое внимание передаче состояния неба.
Небо – прекрасный объект для живописи. Оно определяет атмосферу и настроение картины. Состояние неба постоянно меняется, иногда мгновенно из яркого солнечного оно может превратиться в мрачное, извергающее громы и молнии, а после грозы снова засиять и зажечь семицветную радугу. Именно это и привлекает художников. Каким-бы ни было небо, никогда не исчезнут мечтатели и романтики, стремящиеся прикоснуться к его секретам не для того, чтобы разгадать их, а чтобы самим стать участниками создания великого таинства.
Вопросы, связанные с правдивой передачей света и воздуха, цвета и пространства волновали и волнуют живописцев во все времена, заставляют их искать новые приёмы художественной выразительности. Представленные на выставке произведения разнообразны по стилю, мотивам, образному решению, характеру и манере письма, по композиции и колориту.
Художник XIX века Н.Е. Сверчков известен прежде всего как автор картин с изображением лошадей и сцен из жизни русских ямщиков. Но его можно также смело назвать художником северной зимы, зимней дороги с ее метелями, заносами, морозами. Достаточно посмотреть на его полотно «В метель», чтобы понять, как трудна и опасна была служба ямщиков зимой. Мастер передал весь драматизм момента удачными эффектами освещения, выделяя из общего фона отдельные фигуры людей и лошадей.
Пейзажи его современника Ф.А. Васильева тяготеют к возвышенно-романтическому настроению. В этюде «Облако» художник использовал свойственный только ему эффект освещения, как бы «заливающий» всю картину тёплым жёлтым светом, который, выявляя объём облака, создал настроение всего полотна.
Представитель символического искусства В.Э. Борисов-Мусатов искал в природе тихую красоту, писал свои полотна прозрачными, нежными красками. Своё «Облако» он изобразил лёгким и невесомым.
К.Ф. Юон, используя тончайшие переходы синего цвета в изображении открытого небесного свода и снежного пространства земли, превратил скромный пейзаж «Синий день» в неповторимый сюжет, насыщенный особой поэтичностью и лирикой, наполненный спокойствием и чувством умиротворения.
Картины кировских авторов П.С. Вершигорова, А.М.Колчанова, Л.Т. Артамощенко привлекают внимание монументально-декоративным композиционным решением. Их динамичные композиции, темпераментная живопись, цветовая напряжённость помогают авторам передать особую поэзию лета через состояние природы. Ощущение радости и лёгкости дарят нам солнечные полотна В.Г. Харлова и Д.Н. Сенникова.
Произведение Г.И. Попова «Лунная ночь. НЛО» полно таинственности, настраивает зрителя на философские размышления о дальних мирах, о смысле жизни.
Художника лирического плана А.И. Веприкова привлекают трудноуловимые переходные состояния природы: рассветы, закаты, сумерки, первый и последний луч солнца, туман, который вот-вот рассеется. В его пейзаже «Ильинские грозы» небо становится метафорой, и в нем можно увидеть даже образ Ильи-пророка на колеснице.
Восхищаясь красотой и величием природы, художники не только создают произведения, проникнутые трепетным чувством искренней любви к окружающему миру, но и приглашают зрителя любоваться природой, беречь и охранять её.