График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка Александра Веприкова и Николая Поликарпова


Место проведения:
Выставочный зал
Сроки работы выставки:
11 января 2018 — 4 февраля 2018
Возраст:
0+

Министерство культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

ВТОО «Вятское региональное объединение Союз художников России»

 

Выставка произведений к 50-летию творческой деятельности

заслуженного художника РФ Александра Ивановича Веприкова

и заслуженного художника РФ Николая Изосимовича Поликарпова

Живопись, графика

 

Место проведения: Выставочный зал, ул. К.Либкнехта, 71. Тел. 22-50-71

Сроки работы выставки – с 11 января по 4 февраля 2018 г.

Пресс-показ выставки – 11 января в 15.00

Открытие выставки – 11 января в 17.00

 

   Выставка подводит итог 50-летнего творческого пути кировских художников Александра Веприкова и Николая Поликарпова. На экспозиции представлено более шестидесяти произведений художников – от программных, знаковых работ до работ, выполненных за последние пять лет. Это портреты, пейзажи, натюрморты, этюды, рисунки.

   Мастера живописи воспевают красоту, их объединяет искренняя любовь к родной земле, поэтическое восприятие мира и философское осмысление действительности. Много лет Александр Иванович и Николай Изосимович преподают в Вятском художественном училище имени А. Рылова, передовая молодому поколению свой бесценный опыт. Художники ведут активную общественную и научно-просветительскую деятельность.

   Выставка дает возможность зрителю проследить основные этапы творческого пути           А.И. Веприкова и Н.И. Поликарпова в их развитии, увидеть красоту окружающего мира,  почувствовать атмосферу русской деревни через художественные произведения наших земляков.

Александр Иванович Веприков

   Родился 3 августа 1947 года в городе Уржуме Кировской области в семье самобытного художника Ивана Ефимовича Веприкова. В 1971 году с отличием окончил художественное отделение Кировского училища искусств, в 1977 году завершил обучение на графическом факультете Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (мастерские Олега Михайловича Савостюка и Евгения Адольфовича Кибрика). В 1978 году вступил в Кировскую организацию Союза художников РСФСР.

   В начале творческого пути молодой художник пробовал себя в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике. Первый успех пришел к А. Веприкову, когда он работал в жанре плаката.

   В 1970-80-е годы художник увлекается станковой графикой и темперной живописью. С 1972 года участвует в областных, групповых, региональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских, международных и персональных выставках. В 1980 и 1982 годах работает в Домах творчества «Челюскинская», «Байкал». В 1990 году Александр Иванович руководит группой художников в Доме творчества «Байкал».

   С начала 1990-х годов художник постоянно занимается живописью. Большое влияние на Александра Веприкова, как на живописца, оказал его отец – Иван Ефимович Веприков, самобытный уржумский художник, чьи полотна экспонировались на областных, республиканских, всесоюзных выставках картин самодеятельных художников. Более ста своих лучших работ мастер живописи передал в дар родному Уржуму: двадцать картин находится в экспозиции Уржумского краеведческого музея им. Н.Н. Арбузовой. Иван Ефимович подчеркивал: «Моя мастерская – сама природа». Свою любовь к отчему краю, выраженную через единение с природой, он сумел передать своему сыну. На протяжении всего творческого пути излюбленной темой Александра Ивановича Веприкова являются образы родной Вятской земли – окрестности Уржума в различное время года.

   А.И. Веприков много путешествует по Вятскому краю, создавая пейзажные этюды в разное время года. Художник стремится отразить неброскую красоту северной природы, продолжая левитановско-серовские традиции. Александр Иванович любит запечатлевать на своих полотнах пейзажи с дальними планами, подчеркивая простор и безграничную даль родной земли («Уржум. Родной город» (2012), «Островок печали» (2014), «Русский мотив» (2016)).

   Отдельная тема в творчестве художника – изображение васнецовских мест: дома-усадьбы Васнецовых, деревянной церкви и окрестностей села Рябово («Лес. Опушка» (2003), «Васнецовский парк» (2016), «Заброшенная дорога» (2016)).

   Особое место в творчестве художника занимает малая родина. Он часто бывает в родном городе Уржуме, выезжает на этюды, организует выставки, руководит пленэрами. На «уржумскую» тему А.И. Веприковым написаны десятки работ («Осенний день» (2013), «Церковь в Рождественском» (2013), «Устье Уржумки» (2014), «Задумчивый вечер» (2015), «Холодный май» (2017), «Ранняя весна» (2017)).

   Реалистичность пейзажной живописи, правдивость жизненного впечатления сочетается с поэтичностью и романтической приподнятостью над обыденностью. Это проявляется в свободной живописной манере письма, особенностях композиции произведений, продуманности колорита. В работах художника тонко подчеркивается волнующая игра светотени, трепет красочной поверхности. Как многие мастера лирического направления в пейзаже, А.И. Веприков предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть именно те моменты, которые богаты сменой настроений и их оттенками («Торжество весны» (2017), «Осенний вечер» (2017)).

   Отдавая предпочтение пейзажу, художник много работает и в жанре натюрморта: создает цветочные и предметные композиции, которые окутаны дыханием жизни. Для наиболее полной передачи настроения мастер огромную роль отводит как предметам, так и окружающему их пространству («Вербное воскресенье» (2016)).

   Среди произведений последних лет следует отметить картину «Память» (2017). Эта работа имеет философскую направленность. Полотна Александра Ивановича выделяются сложившимся почерком и самобытным характером живописи. Он пишет по-своему, неповторимо, в присущей ему поэтической манере.

   Александр Веприков певец вятской земли, вся его жизнь и творчество – пример бескорыстного духовного служения искусству. Многие годы А.И. Веприков посвятил педагогической работе. С 1977 по 2000 годы преподавал на живописно-педагогическом отделении художественного училища, позже – на отделении дизайна Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ). В художественных выставках разного уровня уже давно участвуют его ученики, молодые живописцы. Более десяти из них вошли в состав Союза художников России. Н. Кривошеина защитила кандидатскую диссертацию по искусствоведению, Ф. Халикову присвоено звание Заслуженного художника Татарстана.

   А.И. Веприков постоянный участник различных российских и международных пленэров, участник и художественный руководитель «Васнецовских пленэров» имени А.А. Рылова (2012).   В 2011 году руководил пленэрной практикой в Екатеринбургском художественном училище имени И.Д. Шадра.

   Создавая живописные и графические произведения искусства, Александр Иванович Веприков в 1990-х годах одновременно выполнял для нашей области важную художественно-общественную работу: по заказу департамента культуры и правительства Кировской области художники А. Веприков и С. Горбачев разработали эскиз флага Кировской области.

   За большую творческую и организационную работу Александр Иванович Веприков награжден грамотами и дипломами ВТОО «Союз художников России», администрации города Кирова. Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1997 году награжден орденом Дружбы. В том же году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Уржума». В 2004 году А.И. Веприкову присвоено звание «Заслуженный художник России», а в 2012 году Александр Иванович становится лауреатом премии Правительства Кировской области имени художников Виктора и Аполлинария Васнецовых «Признание».

   Сегодня многие работы А.И. Веприкова хранятся в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, в Уржумском музейно-выставочном центре, в частных коллекциях, в музеях России и за рубежом.

Николай Изосимович Поликарпов

   Родился в 1948 году в селе Полом Белохолуницкого района Кировской области в крестьянской семье. Рисованием увлекся в раннем детстве под влиянием дяди Модеста Анисимовича, учившегося в городе Москве на скульптора, и отца Изосима Анисимовича, который до войны учился в Палехском художественном училище.

   С 1959 года Н. Поликарпов учился в Кирове в средней школе № 45, где учителем рисования и черчения был выпускник Рязанского художественного училища Леонид Тимофеевич Артамощенко, человек, влюбленный в искусство, который стал первым наставником художника. Он привил своему ученику любовь к работе на пленере.

   С 1964 по 1968 годы Николай Поликарпов учился в Чебоксарском художественном училище (преподаватели О.И. Филиппов и В.В. Гунько), по окончании которого работал в родной школе № 45 учителем рисования и черчения.

   После службы в армии поступил в Кировские художественно-производственные мастерские худфонда, где началась его творческая деятельность.

   С 1968 года Н.И. Поликарпов участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. В 1971 году Николай Поликарпов был принят на работу в Кировские художественно-производственные мастерские ХФ РСФСР, где с 1978 по 1980 годы – работал в должности главного художника. С 1971 по 1977 годы работал в Домах творчества «Горячий ключ», «Академическая дача», «Старая Ладога». В период с 1980 по 1993 годы избирался членом правления, оргсекретарем, председателем правления Кировской организации СХ РСФСР. Участвовал в работе конференции СХ России в Смоленске в 1991 году, избирался делегатом съезда СХ России в 1993 году. В 1999 году Николаю Изосимовичу Поликарпову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник России».

   Главным мотивом творчества художника Н. Поликарпова, начиная с первых работ, является русская природа с ее скромной красотой, русская деревня с ее жителями. «Северная деревня – это село мое Полом, моя «тихая родина», где было написано все или почти все, где было «буйство глаз и половодье чувств», – вспоминает Н.И. Поликарпов.

   Художник на протяжении всего своего творческого пути обращался как к пейзажу, так и к натюрморту и портрету. Но излюбленным жанром Н. Поликарпова оставался пейзаж. С юных лет он среди самых ценных уроков своих педагогов усвоил главный: работа на пленэре, на натуре и есть основа живописи, поэтому, работая в селе Полом, он много внимания уделяет написанию этюдов. Полом дал художнику понимание особой сущности природы Вятского края, именно здесь Н.И. Поликарпов создал собирательной образ русской деревни.

   В период с 1970 по 1980-е годы на творчество Николая Изосимовича большое влияние оказала Владимирская школа пейзажной живописи (К. Бритов, В. Юкин, В. Кокурин, Д. Холин), благодаря чему, Н. Поликарпов в своих работах начинает применять приемы фактурного письма, ищет особый светоносный колорит, передающий настроение, цветовую яркость. Он стремится выразить чувства через состояние природы, интересуется световоздушной средой, меняющей цвет и очертания предметов. Так, в картине «Бабье лето» (1973) Н. Поликарпова мы наблюдаем буйство осеннего цвета, свободную манеру письма, веселый сюжет, что создает атмосферу радости и гармонии.

   В 1980-е годы пейзажи Николая Поликарпова впервые появились на российских выставках. Это были пейзажи как образы мироздания, где красота проявляется в неразрывном единении природы и человека.

  Любовь к работе на пленэре дала возможность мастеру показать тонкие соотношения цвета и света, увидеть цветовые тени. Особенно удаются художнику переходные состояния природы: от солнца к дождю, от затишья к буре («Ветер с Вятки» (2001), «Облака над Вяткой» (2001), «Вечерний шум» (2002), «Холодный август» (2002)).

   Вечер и ночь – любимое время суток Н. Поликарпова. Таинственный свет луны в ночном небе, одинокий огонек в окне деревенской избы, наполненное покоем небо, преобладание насыщенного синего цвета, багровые отсветы заката, контраст света и тени создают ощущения таинственности («Уходит день» (2006), «Стремясь догнать стальную рать» (2017), «Свет луны» (2017)). Особый магнетизм этих работ перекликается с полотнами А. Куинджи, одного из любимых художников Николая Изосимовича.

   Картины художника, на которых можно увидеть все времена года и суток, наполнены теплом и светом, поэзией, созвучной лирике Сергея Есенина и Николая Рубцова. Впечатляет чистота авторского восприятия мира. Все творчество пейзажиста говорит, насколько близки и необходимы русскому человеку природа родного края, те корни, которые соединяют его с Родиной.

   К жанру портрета Николай Поликарпов обращается не так часто. Среди известных портретов следует выделить «Портрет Валентины Поликарповой» (1995) и полотно «Прасковья Яковлевна» (1984), которое стало достоянием Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.

   Николай Поликарпов – продолжатель традиций великих мастеров русской живописной школы. По технике написания его творчество близко И. Левитану.

    Николай Изосимович Поликарпов преподает живопись и композицию в Вятском художественном училище имени А.А. Рылова. Его сын Антон Поликарпов недавно закончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова по специальности «художник-живописец» и продолжает художественную деятельность по примеру своего отца.