График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка одной картины "Столбов А.И. Аллегорическая композиция"


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
27 марта 2019 — 27 июня 2019
Возраст:
0+

К 110-летию Вятского художественного кружка
К 145-летию со дня рождения художника

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ СТОЛБОВ. 1874 – 1937
 АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ. 1931
Холст, масло

Творчество вятского художника, педагога, общественного деятеля  Алексея Ивановича Столбова представляет собой особую страницу в культурной жизни Вятки начала ХХ столетия. На формирование его эстетических взглядов  повлияла не только учёба в столичных вузах: Императорском училище технического рисования барона Штиглица (1895) и Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств (окончил в 1903), но и сама художественная атмосфера Петербурга на рубеже веков.

Энергичный, эрудированный, хорошо образованный педагог-художник, всегда имевший свою жизненную и творческую позицию, Алексей Иванович стоял у истоков многих начинаний в области культуры и искусства местного края. Был действительным членом Вятской Ученой архивной комиссии, членом Вятского художественного кружка. Алексей Иванович внёс также свой вклад в развитие художественного образования Вятки начала ХХ века

В творчестве А.И. Столбов обращался к вечным темам любви, страдания, смерти. Его произведения это аллегорические композиции, образы-символы. На художественных выставках в Вятке картины мастера выделялись на фоне произведений других вятских художников, работавших в основном в традиционном реалистическом направлении, и  вызывали бурные обсуждения.

Период 1905–1910-х гг. можно считать временем творческого подъёма в жизни художника. В последующие годы его картины, лишённые духа идейно-революционной направленности, оказались невостребованными обществом.  

К 1931 году относится  одно из интереснейших его произведений – «Аллегорическая композиция». В ней запечатлена мифологическая модель мира периода сталинского тоталитарного режима.

Картина изображает И.В. Сталина. Он выступает как строитель новой жизни, как победитель новых препятствий и врагов – внутренних и внешних. Смысл данного произведения раскрывается иносказательно при помощи аллегории, на что указывает само название работы.

Каждый персонаж данной работы несёт в себе глубокий смысловой подтекст. Глава государства представлен в образе Георгия Победоносца. Художник изображает на коне Сталина, попирающего копьём человека в облике животного. С другой стороны – пионер, несущий на плечах козу. Вдали клубы дымящегося индустриального города. Многофигурная композиция заключается в подобие металлической рамочки, завершающейся в центре красной звездой, её обрамляют серп и молот. Слева и справа от центра – фигуры зверей с головами людей, аллегорически показывающие различные классы эксплуататоров дореволюционной России.

Образ Сталина моделируется по иконографическому канону «Чудо св. Георгия о змие». Архетип подвергается глубокому изменению. Прежде всего, наблюдается тенденция к вытеснению его христианского содержания и актуализация фольклорно-языческой стороны. Изобразительная лексика нарядного коня, как и самого костюма Сталина, излишнее внимание к деталям, декоративность цветового решения явно тяготеют к стилистике народной картинки, к росписи лаковой миниатюры. Семантика красного цвета выражает героический дух борьбы, накал революционного романтизма. Пионер воплощает образ доброго пастыря. Рама, замыкающая многофигурную сцену, напоминает по очертанию киот иконы. В верхней части картины на чёрном фоне, семантически символизирующем силы «тёмного царства», изображение римского Папы Пия XI и президента Франции Пуанкаре, также в обличии зверей.

Произведение художника рассчитано на ассоциативное мышление зрителя, знание традиций лубочного письма и иконописи. Своеобразие столь эклектического феномена, как картина Столбова «Аллегорическая композиция» состояло в невероятном «сплаве вымысла и реальности, лжи и правды».

Остро чувствовавший ритмы своего времени, Алексей Иванович Столбов смог не только запечатлеть их в своём творчестве, но и заявить о поисках нового образно-пластического языка в искусстве местных мастеров.

 

/По материалам публикаций искусствоведа Л.Б. Горюновой/