График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Выставка "Музейные редкости от античности до классицизма"


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
30 марта 2019 — 2 июня 2019
Возраст:
6+
БИЛЕТЫ

Выставка
«Музейные редкости от античности до классицизма»

Произведения зарубежного искусства из собрания музея
Декоративно-прикладное искусство (античная керамика, кость, дерево, фарфор), скульптура, оригинальная и печатная графика

 

Время работы выставки: с 30 марта по 2 июня 2019
Пресс-показ: 29 марта в 11:00

В музейных собраниях России иногда хранятся отдельные оригинальные предметы, которые могут рассказать о культуре и традициях разных стран и эпох. Идея представления подобных уникальных экспонатов под эгидой «редкостей» позволяет объединить их в единое экспозиционное пространство. Выставка «Музейные редкости от античности до классицизма» из фондов Вятского художественного музея демонстрирует памятники зарубежного искусства от эпохи античности до классицизма, как европейских стран, так и стран Дальнего Востока (Китай, Япония).

В собрании имеется небольшая коллекция антиков V в. до н.э – I в. н.э., в которую входят керамические сосуды, терракотовые статуэтки, скульптура из мрамора и бронзы. Некоторые из них имеют археологическое происхождение. Одним из древнейших экспонатов музея является древнегреческий кратер (глубокая чаша для смешивания вина с водой), декорированный двумя мифологическими сценами в технике краснофигурной росписи. Он впервые экспонируется после реставрации, проведенной в Москве в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря.

Искусство Китая и Японии XVIII – XIX вв. представлено редкими образцами фарфора, резьбы по кости (нэцкэ), оригинальной и печатной графики. Высокие японские вазы богато расписаны изображениями батальных сцен и пейзажей. Посуда из белоснежного костяного фарфора украшена образами восточных красавиц, цветами и птицами. В экспозицию вошли два японских пейзажа, выполненных на тончайшей рисовой бумаге в технике цветной ксилографии. В китайских акварелях, изображающих цветы мальвы, ветку цветущей яблони, распустившийся цветок сливы, проявляется восточное созерцательное отношение к окружающему миру. Миниатюрные нэцкэ в виде фигурок божеств, монахов, простых людей демонстрируют искусное владение техникой резьбы по кости. Искусство монгольского буддизма представлено единственной в музее тханкой Будды, выполненной в традиционной технике живописи на ткани клеевыми красками.

В разделе западноевропейского искусства XIII – первой половины XIX столетий экспонируются уникальные рисунки и ценные гравюры мастеров эпохи Возрождения и Нового времени (Италия, Нидерланды, Германия, Франция), старинные образцы западноевропейского стекла (Богемия, Польша) и фарфора (Мейсен, Севр, Веджвуд), резные камеи и инталии, сюжеты которых, связаны, прежде всего, с античными мотивами.

Коллекция старинного западноевропейского рисунка в собрании музея небольшая, но довольно значимая благодаря редким именам авторов и разнообразию применяемых в создании произведений техник и материалов. К шедеврам музея можно отнести экспонируемые на выставке графические листы: рыцарская сцена «Турнир» известного итальянского художника Раннего Возрождения Симоне Мартини, жанровая композиция «Крысолов» голландского мастера второй половины XVII в. К. Дюсарта, «Пейзаж» представителя итальянского барокко К.А. Тавеллы, мифологический сюжет «Триумф Галатеи» французского рисовальщика второй половины XVII в. Р. де Лафажа.

Музейное собрание западноевропейской гравюры насчитывает более двух тысяч листов, исполненных в различных гравюрных техниках: ксилография, резцовая гравюра на металле, офорт, акватинта, меццо-тинто, карандашная и пунктирная манера, сухая игла, литография. Среди них есть подлинные исторические редкости и художественные жемчужины, украшающие выставку. Прежде всего, это эстампы мастеров XVI столетия: ксилографии Альбрехта Дюрера из евангельской серии «Малые страсти», цикл гравюр «Четыре евангелиста» Луки Лейденского, «Колесница Кибелы» с монограммой мастера игральной кости, «Ваза античная» из серии гравюр римских антиков Э. Вико, «Знаменосец» Х. Гольциуса. Ряд произведений репродуцируют живописные работы на античные сюжеты. Благодаря эстампам нидерландского художника Х. Гольциуса мы можем представить утраченные римские росписи Полидоро да Караваджо с изображением «Восьми божеств». В экспозиции находятся два редких листа «Юпитер» и «Сатурн». Также к наиболее значимым репродукционным гравюрам относятся произведения мастеров XVIII века: Д. Вольпато «Афинская школа» и «Парнас» с фресок Рафаэля, Р. Моргена «Будем веселиться, пока веселят нас горы» с оригинала Н. Пуссена, иллюстрации французских граверов к «Энеиде» Вергилия, повторяющие настенные росписи А. Куапеля в Версальском дворце. Часть рисунков и гравюр впервые экспонируются после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря.

В последние годы в результате проделанной научно-исследовательской работы была проведена переатрибуция некоторых произведений по изменению авторства, даты создания, уточнению названий и техники создания. Полученные новые сведения отражены в этикетаже выставки «Музейные редкости от античности до классицизма».

Бытование представленных произведений в фондах регионального музея является достаточно большой редкостью. Только имеющие богатую историю художественные собрания нашей страны, хранят столь ценные произведения зарубежного искусства. К их числу относится Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.