График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

«Игры и игрушки. Вчера и сегодня»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
14 июня 2017 — 30 июня 2017
Возраст:
0+

Министерство культуры Кировской области

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Выставка «Игры и игрушки. Вчера и сегодня» (из частных коллекций)

 

Выставка «Игры и игрушки» представляет коллекционную куклу из частного собрания Е.А. Тарасовой, фольклорную куклу художника Т.С. Мамоновой, куклы из соломки мастера Л.В. Сметаниной, матрешки кировской фабрики «Сувенир». В экспозицию также вошли произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, различные виды народной и авторской игрушки из собрания Вятского художественного музея.

В музейной коллекции хранится народная игрушка из глины, дерева, ткани разных регионов России. Наиболее старинными экспонатами являются костяные бирюльки XIX века, созданные на Русском Севере, фарфоровые игрушки для счета и цветные печатные познавательные карты с библейскими сюжетами. Игрушка XX века представлена в экспозиции более широко. Это глиняная игрушка: дымковская, казенская, вельская, каргопольская. Игрушка, выполненная из дерева: знаменитые движущиеся богородские игрушки, учебные резные игрушки в виде животных из Сергиева Посада, яркие расписные семеновские матрешки, включавшие до 15-18 разноцветных кукол.

Самая северная из всех русских матрёшек – вятская. Первое упоминание о ней относится к 1924 году. Отличительная особенность вятской матрешки – инкрустация соломкой. Одним из ведущих предприятий области, создающим традиционные вятские тематические многопредметные матрешки, является фабрика «Сувенир». Лучшие выставочные образцы фабрики вошли в экспозицию выставки.

В экспозиции представлены и работы современных мастеров-кукольников. Примером этнографической куклы в девичьем северорусском костюме является работа художницы Елены Диковой из Каргополя.

Известным вятским создателем кукол является Татьяна Сергеевна Мамонова – член Кировского областного отделения Всероссийского театрального общества «Союз театральных деятелей РФ» (с 1990), член Вятского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (с 2010). Многолетний опыт работы бутафором-декоратором в театре помогает художнику работать с различными материалами, но любимыми для мастера являются текстиль и папье-маше. Текстиль позволяет создавать кукол удивительно пластичных, одушевлённых, по-домашнему уютных, а потому необычайно притягательных. Для кукол Татьяны Мамоновой характерна сдержанная мимика. Мастерство художника позволяет вполне органично сочетать традиции народного искусства и собственную фантазию.

Лариса Вениаминовна Сметанина – народный мастер России, одинаково успешно работает с тремя традиционными природными материалами: соломкой, лозой, берестой. Однако самым любимым ее материалом остается обычная солома. Попадая в руки мастерицы, она превращается в женские украшения, венки, кокошники, шляпы, сумочки, позволяет воплотить в материале героев сказочных сюжетов. Лариса Сметанина много работает над созданием композиций из двух и более кукол. Сочетание объемного плетения из соломки с деталями из прорезной и тисненой бересты создает эффект приближения традиционного вида народного творчества к более сложному индивидуальному стилю, присущему только этому мастеру.

Коллекция Елены Александровны Тарасовой включает городские коллекционные куклы немецких фирм конца XIX – начала XX века, романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, ангельским выражением лица и легкой улыбкой на лице. Кукол одевали по последней моде, и своим видом они олицетворяли богатство, роскошь и элегантность. Парики кукол делали из мохера, фетра или настоящих волос, тельце из ткани или натуральной кожи, а руки, ноги и лицо – из фарфора. Такими куклами могли играть дети из богатых семей только под присмотром гувернанток.