График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

Проект «Выставка одной картины». АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ДЕНЬШИН


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
31 августа 2013 — 31 октября 2013
Возраст:
0+

 Проект «Выставка одной картины»

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ДЕНЬШИН (1893 – 1948)

К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

БАЗАР В ПРОВИНЦИИ. 1915. Холст, масло

Сроки работы выставки: август - октябрь 2013 года

Жизнь Алексея Ивановича Деньшина, его интересы, дела и творчество были связаны с нашим городом. Здесь он родился (1893), учился в школе и Александровском реальном училище (1901 – 1912). Под влиянием местных художников Н.Н.Хохрякова, М.А.Демидова, А.А.Репина, А.В.Исупова решил посвятить себя искусству и стать художником-пейзажистом. А.И.Деньшин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913 – 1915)  под руководством таких крупных мастеров как Н.А.Касаткин, А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, С.В.Малютин и в мастерской И.М.Машкова в Высших государственных художественно-технических мастерских (1919). Большое влияние на Деньшина оказало также творчество нашего земляка А.А.Рылова.

Последующие годы художник жил то в Москве, то в Ленинграде, но неизменно возвращался на родину. Трудно представить Вятку 1920 – 1930-х годов без Алексея Ивановича Деньшина. Он был одним из организаторов Вятского художественного музея (1910), заведующим отделом искусства Вятского губернского отдела народного образования (1918), художником-руководителем игрушечного отделения Вятских художественно-промышленных мастерских (1919 – 1923), организатором и руководителем цеха дымковской игрушки при товариществе «Кировский художник» (1940-е).  Много труда и времени он отдал пропаганде изобразительного искусства и возрождению народных художественных промыслов. Благодаря его активной подвижнической деятельности по представлению и пропаганде дымковской игрушки удалось сохранить древний вятский промысел.

Деньшин пробовал себя и в качестве театрального художника, оформлял спектакли вятских театров (1927, 1939 – 1940), однако призванием своим  считал  пейзаж. Художник  использовал любую возможность для работы над живописными полотнами. Его художественное наследие включает зарисовки и этюды, отражающие его впечатления  от поездок в Павловск и Загорск, Свердловск и Нижний Тагил, в Крым, по рекам Вятке – Каме – Волге. Но в основном он писал жанровые картины и пейзажи, передающие красоту вятской природы.

На выставке  одной картины  представлено жанровое полотно Деньшина «Базар в провинции». Широкой панорамой открывается взору зрителя небольшой провинциальный городок с двумя-тремя каменными особняками, церковью в центре и базаром. А за постройками города – бескрайние заснеженные поля и полоска леса у самого горизонта.

Тема картины подсказана художнику самой жизнью. Деньшин часто бывал на базарах маленьких российских городков, внимательно изучал народное творчество. На  базары  привозились  расписные,  обитые  морозной  жестью  сундуки, посуда  из бересты и дерева, украшенная резьбой и росписью, плетёные корзины, прялки, игрушки. Продавали сено, мёд, зерно, овощи – всё, чем одаряла суровая природа вятского мужика. В эти дни город оживал. Всё в нём двигалось. Скрипели по снегу сани, гружённые товаром, мерно жевали лошади, ожидающие возвращения хозяев, группами и в одиночку сновали по улицам нарядные люди, радуясь удачной покупке или скорой продаже. В воздухе – шум и гам от многочисленных людских голосов и крика кружащих над городом птиц. В картине А. И. Деньшин создал собирательный образ базарной площади, характерный для многих русских провинциальных городов.     Осенью и зимой 1913 – 1914 художник писал этюды в Кукарке  (г. Советске), Вятке и Москве. На выставке-конкурсе Московского общества любителей художеств в 1915 произведение было отмечено первой премией имени Мазурина за жанр. По совету искусствоведа Н. Г. Машковцева (1887 – 1962), одного из организаторов Вятского художественного музея, работа  была подарена автором музею.

          «Базар в провинции» – одно из лучших произведений художественного наследия Алексея Ивановича Деньшина. Полотно и сейчас подкупает большой жизненной правдой, простотой композиционного решения и хорошим живописным мастерством художника.