График работы:  
Художественный музей

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Выставочный зал

Пн, Вт
Ср, Пт, Сб, Вс
Чт

Выходной
10—18
12—20

Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова

Пн, Вс
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб

Выходной
10—18 (касса до 17—30)

Музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово»

Пн, Вт
Ср, Чт, Пт, Сб, Вс

Выходной
10—17 (касса до 16—30)

* Более подробную информация о графике работы, смотрите в описании площадки.

«Рукотворная радуга»


Место проведения:
Художественный музей
Сроки работы выставки:
25 апреля 2018 — 24 июня 2018
Возраст:
0+

Выставка «Рукотворная радуга», посвященная 170-летию В.М. Васнецова

Фонд декоративно-прикладного и народного искусства в собрании Вятского художественного музея является самым крупным по количеству экспонатов, отличающихся разнообразием техник и материалов. Произведения лаковой миниатюры, художественного текстиля, кукарского кружева, авторской керамики из данного фонда легли в основу выставки «Рукотворная радуга».

Искусство профессиональных художников-прикладников и народных мастеров художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление культуры.

Одним из красивейших видов народного прикладного творчества является русская лаковая миниатюра. Старейший центр этого искусства – село Палех Ивановской области, здесь художники на протяжении веков занимались иконописанием и монументальной храмовой росписью. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после Октябрьской революции 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием. Датой, когда была создана палехская лаковая миниатюра, в том виде, в каком мы ее знаем, следует считать конец 1922-го, начало 1923 года. Именно тогда Иван Иванович Голиков на черных заготовках из папье-маше создал композицию «Адам в раю». В декабре 1924 года была организована Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше, учредителями которой стали бывшие иконописцы: И.М. Баканов, И.И. Голиков,  И.И. и А.И. Зубковы, А.В. и В.В. Котухины, И.В. Маркичев. Это дало начало новому искусству Палеха, ставшему значительным явлением мировой художественной культуры. Произведения палехских мастеров имели ярко выраженный национальный характер: в миниатюрах появились сцены из народных былин и сказаний, классической и древнерусской литературы, передающие красоту русских героев и окружающей их природы, воспроизводившие особенности национальных традиций и быта. Многообразны ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов: броши, бисерницы, ларцы, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. В результате успешных творческих поисков палешане явили миру расцвеченные радугой красок и «золотым узорочьем» виртуозные композиции на различных предметах из папье-маше. Талантливые мастера умело использовали декоративные возможности фона, материала, формы предметов, сохранив прочную связь с традициями древнерусской живописи. Палешане не отказались от привычной техники письма яичной темперой и росписи «творёным золотом», кроме того, отличительной особенностью палехской лаковой миниатюры стали средневековые приёмы стилизации природных и архитектурных форм, условность в изображении фигур людей и животных, узорчатость и орнаментальное богатство рисунка, тщательная детализация каждого элемента, использование темных фонов. Музейная коллекция лаковой миниатюры Палеха позволяет замереть в восхищении перед искусством ведущих мастеров промысла разных поколений: Р.Л. Белоусова, И.И. Голикова, И.И. Зубкова, А.И. Ковалева, Т.П. Струниной и других.

Ещё одним известным вятским народным художественным промыслом является кукарское кружево, выполненное на коклюшках. Экспозиция выставки представляет кружевные изделия, разработанные ведущими художниками промысла середины – второй половины XX века А.Ф. Блиновой и Е.П. Куприной. Сюжеты их панно, занавесов, предметов женского костюма навеяны образами дымковской игрушки, темами вятского песенного фольклора, местных праздников и традиций. Анфиса Федоровна Блинова, член Союза художников России, с 1969 по 1994 год работала художником по кружеву. В 1983 году она удостоена звания Лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.  А.Ф. Блинова создавала орнаментальные и сюжетные композиции, связанные с темами родной Вятской земли, разрабатывала новые формы изделий и технологические приемы, а также применяла новые виды сырья. Анфиса Федоровна – автор целого ряда уникальных произведений, которые были отмечены высокими наградами на выставках в России и за ее пределами.

На экспозиции представлен и художественный текстиль. Прежде всего необходимо отметить творчество заслуженного художника РФ А.Н. Белика: яркие, жизнеутверждающие панно на темы цирка, вятских сказок и загадок созданы автором в разные годы и хранятся в собрании музея. Авторским текстилем Анатолий Николаевич Белик занимается уже более 30 лет. После окончания Кировского художественного училища искусств он впервые представил свои произведения на второй областной Молодежной выставке в г. Кирове. С тех пор и по сей день Анатолий Белик остается верен избранному им пути в искусстве. Многогранность таланта А. Белика воплотилась в разнообразии приёмов и техник, используемых им в работе с художественным текстилем. Среди последних достижений мастера выделяются авторские интерпретации старинных вятских загадок и сказок: текстильные аппликации отличаются дерзкими замыслами, неожиданными композиционными и колористическими решениями. Метафоричность художественной системы Анатолия Белика, в основе которой лежит мастерское владение профессионально-технической составляющей, ставит художника в один ряд с лучшими представителями декоративно-прикладного искусства России. На сегодняшний день за плечами художника более 70 выставок различного уровня: областных, региональных, всероссийских и международных. Его смелые и оригинальные художественные образы, созданные средствами текстильной пластики, могли видеть ценители искусства в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Казани, Лейпциге, Праге, Бирмингеме и других городах.

Вятский художественный музей обладает обширной коллекцией современной авторской керамики, сформированной в результате проведения Керамического симпозиума в селе Рябово и городе Уржуме в 2009 – 2016 годах. Выразительные по фактуре и применению различных красителей вазы и сосуды, отдельные скульптуры и сюжетные композиции представляют московскую и петербургскую школы керамики. Работы преподавателей и выпускников кафедры керамики Петербургской академии декоративно-прикладного искусства имени барона А.Л. Штиглица Л.В. Назиной, Т.В. Новоселовой, С.К Русакова, Н.А. Якиной удивляют разнообразием пластических и образных решений, формой и цветом. В числе представителей московской керамической школы, чьи произведения со сказочной тематикой вошли в состав выставки, Н.Г. Бодрикова, заслуженный художник РФ Н.Н. Полянская, Г.Е. Хохлова и др. Художников вдохновляла красота рябовских и уржумских пейзажей, творчество В.М. Васнецова. Темы композиций меняются, но внутреннее состояние произведений остается. Целомудренная сдержанность формы, драгоценное состояние поверхности, достигаемое фактурами, глазурями, металлизацией, дымлением, не отвлекает, а усиливает целостный образ произведения.

Фольклорные образы и сюжеты, воплощенные средствами декоративных искусств, сопровождаются на выставке автолитографиями выдающегося мастера детской книжной иллюстрации Ю.А. Васнецова на темы сказок, народных песенок и потешек.